В предыдущих статьях мы рассматривали, как сделать портативную и мобильную солнечную электростанцию. Все они по своему назначению одинаковы, но различаются лишь по одному важному параметру — мощности. А что если понадобится больше мощности? Например, вдали от цивилизации организовать дискотеку, оснастить электричеством палаточный городок или выполнить аварийно-ремонтные работы? Все верно, необходимо строить более мощную электростанцию на солнечных батареях, о чем и пойдет речь в данной статье.

Для удобства перемещения электростанции на солнечных батареях, понадобится колесная база. И наиболее подходящим для этих целей является автомобильный прицеп. Габариты прицепа будут зависеть от ваших потребностей и финансовых возможностей, поскольку солнечную электростанцию можно построить даже на базе рефрижератора.

солнечная электростанция на базе рефрижиратора

В идеале, длина прицепа должна быть таковой, чтоб на ней можно было закрепить солнечные панели в одной плоскости. Если прицеп оказался маловат, можно, чтобы солнечные панели разворачивались по принципу книжки.

передвижная электростанция на солнечных батареях

Помимо прицепа, для изготовления солнечной электростанции понадобилось:
солнечные батареи 200Вт (24В) — 3шт
контроллер заряда серии FLEXmax
инвертор 12В — 220В, 1000Вт
— аккумуляторы 12В, 120А*ч — 6 шт.

Схема соединения электростанции на солнечных батареях выглядит следующим образом. Пусть вас не смущает, что солнечные батареи и аккумуляторы рассчитаны на разное напряжение, это допускается выбранным контроллером заряда.

схема соединения солнечной электростанции

Выключатели (используются выключатели массы, рассчитанные на большой ток) необходимы для проведения ремонтно-профилактических работ. Предохранители подбираются в зависимости от тока солнечных панелей и мощности потребления от аккумуляторов. В данном случае суммарный ток солнечных батарей составляет 24А, поэтому предохранитель подбирается близкий к этому значению (в большую сторону) — 25А.

Предохранитель, который устанавливается между аккумуляторами и инвертором, зависит от максимального потребляемого тока инвертором. В данном случае используется инвертор мощностью 1000Вт, учитывая потребляемое напряжение 12В, максимальный потребляемый ток составит 83,4А. (расчет производится по формуле I(ток)=P(мощн.)/U(напр.)). Соответственно предохранитель необходимо подбирать близкий по значению, на 90А.

На прицепе, дополнительно привариваем раму из профильной трубы или уголков для крепления солнечных панелей. Будет не плохо, если конструкция вашей электростанции будет складывающейся, чтобы уменьшить высоту и парусность во время транспортировки.

изготовление солнечной электростанции на прицепе

Аккумуляторы соединяются параллельно и устанавливаются в ряд под солнечными панелями. Обязательно, аккумуляторы необходимо надежно зафиксировать на прицепе, чтобы во время езды по ухабам они не прыгали по прицепу (что может привести к обрыву проводов, разбитым аккумуляторам и электронике).

блок аккумуляторов солнечной электростанции

Особо стоит уделить внимание проводам, они должны быть рассчитаны на рабочий ток и не забываем про запас. При использовании инвертора мощностью 1000Вт, на полной нагрузке, по проводам от аккумуляторов будет течь ток, примерно 83А, а еще учитывая, что электростанция предполагается использовать в жару, то сечение проводов для соединения аккумуляторов желательно применять не менее 16мм.кв.

блок аккумуляторов солнечной электростанции

соединение аккумуляторов солнечной электростанции

Электроника монтируется на стенде из фанеры, под солнечными элементами. Хоть электростанцию и планируется использовать в солнечную погоду, но все равно необходимо предусмотреть защиту от дождей.

блок управления электростанции на солнечных батареях

контроллер заряда солнечных батарей

инвертор

Стоит отметить, что электростанция на солнечных батареях, является источником повышенной опасности, из-за того, что в цепях протекают большие токи. Поэтому стоит позаботиться о том, чтобы не было открытого доступа к электрической цепи (особенно аккумуляторам). Наиболее простой способ, завесить все пластиковой сеткой, но лучше всего для блока аккумуляторов изготовить вентилируемый диэлектрический короб из пластика или фанеры.

 На практике, данная электростанция на солнечных батареях, полностью разряженные аккумуляторы заряжают до полного заряда за 15 часов (за счет МРРТ-контроллера, который преобразовывает избыток напряжения в ток необходимый для заряда аккумуляторов). А время разряда аккумуляторов при максимальной нагрузке 1кВт, составляет 6 часов. Много это или мало, судить вам, в зависимости от ваших потребностей.

Поэтому прежде чем приступать к строительству солнечной электростанции в первую очередь, вам необходимо четко понимать, какой максимальной мощности оборудование можно будет подключить и как долго оно должно проработать (для расчета времени работы инвертора от аккумулятора, используйте калькулятор). Отталкиваясь от этих требований, выбирается мощность инвертора и емкость аккумуляторов. В зависимости от емкости аккумуляторов, выбирается мощность солнечных панелей (чтобы они успели зарядить аккумуляторы за световой день), для расчета воспользуйтесь калькулятором времени заряда аккумуляторов. А в зависимости от тока солнечных панелей подбирается контроллер заряда.

Источники: SolarSistem.ru, Instructables.com